Когда исчезают лекарства. О причинах сегодняшней дефектуры

Этой весной вопрос о доступном лекарстве — один из самых острых. Ситуация с доступностью фармацевтической помощи улучшается, но еще требует внимания. Какими могут быть причины отсутствия медикаментов, что делать аптеке и пациенту в случае возникшей дефектуры?

Ноль обращений. В чем причина?

22 марта начала работу горячая линия Росздравнадзора, специально предназначенная для телефонных обращений аптек о трудностях с поставками лекарственных препаратов. До настоящего времени звонков не поступало. Оптовые компании активно выстраивают новые логистические цепочки по поставкам медикаментов из–за рубежа. И срывов в доставке лекарств в аптеки со стороны дистрибуторов не наблюдается. Вывод вполне логичен, что же осталось, так сказать, «за кадром»?

«Чем сможет нам помочь Росздравнадзор, если в предложении у поставщиков необходимых препаратов нет?» — отвечает вопросом на наш вопрос директор одной из аптек в Центральной России. «Помощи ждать неоткуда, поэтому действуем сами, иногда из последних сил, — подключается к разговору ее коллега из соседнего города. — Выручает только круглосуточный режим работы нашей аптеки. В некоторые часы заказ осуществить все–таки возможно. Правда, когда нужно двадцать упаковок, дистрибутор направляет нам четыре или пять. А мы сразу же звоним пациентам, которым данные препараты жизненно необходимы. Когда получится успешно сделать следующий заказ — загадывать не можем. Но то, что объемы поставки значительно меньше ежедневной потребности — это факт».

Получается, причина отсутствия обращений от аптечных организаций с проблемами логистики не связана. Речь идет об утрате веры в то, что в трудных обстоятельствах аптекам смогут помочь. Это весьма тревожный сигнал: меры поддержки для фармации необходимы срочно.

Какие препараты оказались в дефектуре?

«В нашей аптечной организации нет в наличии самых востребованных препаратов из дефектурных позиций. Это эутирокс, L–тироксин, АЦЦ, пульмикорт, пульмибуд и др., — рассказывает руководитель малой аптечной сети в Ростовской области. — Заказать их можно только у одного–двух поставщиков и только с дополнительной нагрузкой. Чаще всего в «приложение» попадают позиции, которые пациенту требуются крайне редко. Поэтому, заказав их один раз, больше не рискуем: то, что дается «в дополнение», лежит мертвым грузом. Препараты отсутствуют и замену подобрать сложно. Пациенты боятся, некоторые соглашаются… Если пропадает оригинальный препарат, аналог мгновенно также уходит в дефектуру и заменить его нечем».

«По определенным препаратам ситуация крайне сложная. Это не только L–тироксин, эутирокс и пульмикорт, но и такие препараты, как карбамазепин, финлепсин, тамоксифен импортный. Прайс–листы у поставщиков смотрим каждые десять минут, — рассказывает Марина Сумишевскаяруководитель аптеки в Ставропольском крае. — Увидев нужные лекарства, заказываем их сразу. Однако заказ нам почему–то не достается. Вспоминается ситуация 2020 года. Когда началась пандемия, сетевые аптеки забирали все. И получалось, что в одном регионе густо, а в другом — пусто. По некоторым МНН нет ни отечественных, ни импортных наименований. А они применяются для лечения онкозаболеваний, эпилепсии и других тяжелых болезней».

Вопросы есть и у аптек в сегменте льготного лекарственного обеспечения. «В конце апреля привезли партию препаратов со сроком годности, истекающим… в мае текущего года, — рассказывает директор «Аптеки № 77» в Саратовской области Елена Панфилова. — И на миллионы рублей у нас лежат препараты, которые не выписывают, и за ними пациент не приходит». Просроченное лекарство или лекарство с остаточным сроком годности в три недели — это дефектура скрытая. Но она не менее опасна, чем явная.

«Дефектура остро ощущается по двадцати весьма востребованным МНН. Среди них — противосудорожные и гормональные препараты, лекарства для лечения целого ряда хронических заболеваний, — замечает руководитель аптеки ООО «Апостроф» в Ростовской области Ирина Рогозная. — При хронических болезнях пациенты часто привязаны к одному производителю, при переходе на любой другой препарат наблюдается ухудшение состояния больного. Так же с препаратами для лечения «женских» заболеваний — они особо чувствительны к замене».

Производители сообщают о проблемах логистики — крайне сложных и пока еще решенных не в полной мере. Однако у сегодняшней дефектуры обнаружены и другие причины. Обусловлены они… структурой конкуренции в фармацевтическом секторе.

В борьбе за ассортимент проиграл пациент?

Лекарства, которых нет в предложении у фармдистрибуторов, порой обнаруживаются в самых неожиданных местах, отмечают наши собеседники–аптекари. Например, известные препараты для лечения тяжелых хронических заболеваний отсутствуют в прайс–листе у оптовика, но при этом абсолютно доступны в интернет–аптеке этой же оптовой компании.

Если удастся сделать онлайн–заказ, пациент может и не заметить отличий. Однако со временем данная тенденция и аналогичные ей тренды (например, те же стратегии со стороны крупных аптечных сетей) рискуют снизить доступность лекарственной помощи в целом.

«Из–за кратного роста налоговой нагрузки одиночные аптеки уходят. С ними уходят препараты, которые в крупных сетях не найти, ведь последним определенные группы лекарств невыгодны, — обращает внимание Марина Сумишевская. — «Гиганты рынка» приходят в регион и всеми силами стараются выжить маленькие аптечные организации… Как тут говорить о доступности фармацевтической помощи? Лекарственный ассортимент, который разыскивают сегодня пациенты — именно тот, от которого сети нередко отказываются. А для нас перекрыта возможность его получения у поставщика. Его нет».

Один из необходимых элементов решения проблемы с дефектурой — защита небольшой аптеки. Может быть, в форме льгот или субсидий. Может быть, в форме эффективных ограничений конкуренции. Может быть, путем сочетания и того, и другого направления. Несомненно одно: сохранить малые аптечные организации — значит сохранить доступность лекарства. И здоровье нации.

Алтайская Екатерина

Источник: МОСАПТЕКИ